Владимир Всеволодович Крайнев
(1944-2011)
Российский пианист, педагог и общественный деятель, Народный артист СССР Владимир Всеволодович Крайнев родился 1 апреля 1944 г. в Красноярске, где во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации после трех лет работы во фронтовом госпитале его мать, педиатр Рахиль Моисеевна Гершойг. В 1945 г. они переехали в Харьков.
Музыкальный талант Владимира Крайнева проявился еще в средней специальной музыкальной школе г. Харькова, в которую он поступил в 5-летнем возрасте. Спустя два года состоялось его первое выступление на большой сцене – вместе с оркестром он исполнял концерт Гайдна и Первый концерт Бетховена.
При поддержке харьковских педагогов Крайнев поступил в Московскую центральную музыкальную школу при консерватории им. Чайковского в класс Анаиды Сумбатян. В 1962 г. он поступил в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского в класс Генриха Нейгауза, а после его смерти учился у его сына Станислава Нейгауза, у которого в 1969 г. окончил и аспирантуру.
Мировое признание пришло к Владимиру Крайневу в начале 1960-х гг., когда он стал обладателем главных премий на крупных международных конкурсах в Лидсе (Великобритания, 1963) и Лиссабоне (Португалия, 1964). После выступления в Лидсе молодой пианист получил приглашение на гастроли в США. В 1970 г. он одержал блистательную победу на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве.
С 1966 г. Владимир Крайнев являлся солистом Московской государственной филармонии. С 1987 г. – профессор Московской консерватории. С 1992 г. – профессор Высшей школы музыки и театра в Ганновере (Германия).
Владимир Крайнев интенсивно гастролировал в Европе, США, выступая с такими выдающимися дирижерами, как Геннадий Рождественский, Карло Мария Джулини, Курт Мазур, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Саулюс Сондецкис.
Крайнев являлся организатором проходящих на Украине фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» и Международного конкурса юных пианистов в Харькове (с 1992 г.), названного его именем.
В 1994 г. пианист создал Международный благотворительный фонд помощи молодым пианистам. Фонд оказывает помощь и поддержку будущим профессиональным музыкантам, создает условия для их творчества в России и за рубежом, организует гастроли и концерты молодых музыкантов, поддерживает образовательные учреждения культуры и искусства.
Владимир Крайнев являлся членом жюри международных конкурсов в Лидсе, Лиссабоне, Монте-Карло, Больцано, Мюнхене, Токио, Санкт-Петербурге, конкурса им. Чайковского в Москве. Его популярность и авторитет среди музыкантов так велики, что некоторые современные композиторы посвящали ему свои произведения.
Владимир Крайнев удостоен звания народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премии СССР (1986), Государственной премии РФ (2003). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2004) и IV степени (1997), «Знак Почета» (1980). Академик Академии гуманитарных наук России.
После тяжелой болезни 29 апреля 2011 года Владимир Крайнев скончался в Ганновере (Германия), где жил и преподавал в последние годы.
О близком человеке писать нелегко. С Владимиром Крайневым нас, с одной стороны, связывали тесные дружеские отношения ещё со студенческих лет (а это 45-летний отрезок времени), которые не прерывались никогда. А с другой стороны, мне довелось услышать за эти годы сотни его концертов, и не только в Москве, Петербурге, в разных городах России и Советского Союза, но и на многих концертных сценах Европы, и как бы со стороны понять и оценить масштаб личности, художественный потенциал этого поистине уникального артиста и музыканта.
Его творческие пристрастия с годами претерпевали определённые изменения. При этом он никогда не изменял основным чертам своего исполнительского характера: живая эмоция, широкое дыхание, присущая ему взрывная импульсивность, запредельные темпы быстрых частей в фортепианных концертах Прокофьева, Шостаковича, Листа, Чайковского, которые иногда ставили перед дирижёрами поистине экстремальные задачи, но никогда не были самоцелью и всегда были связаны с художественным смыслом.
Не буду повторять рассказы о замечательно описанных в разных источниках его легендарных конкурсных баталиях, лишь добавлю, что выйдя на концертные сцены едва ли не всех крупнейших городов мира, он сохранил свою потрясающую способность к максимальной концентрации в выступлениях перед публикой. Я не помню ни одного его концерта, к которому он не был бы готов эмоционально и технически.
В качестве музыкального критика я участвовал в полуторамесячных гастролях Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением его тогдашнего главного дирижёра и художественного руководителя Дмитрия Китаенко. Одним из трёх солистов этих гастролей был Владимир Крайнев. Это было в самом конце 1980-х годов, оркестр и солистов из Москвы принимали крупнейшие залы нескольких европейских стран. Мне довелось услышать все концерты (и, конечно, репетиции) с участием Крайнева, читать впечатляющие отзывы прессы, ощутить «градус» его успеха у публики, но лучше всего об этом говорят факты.
Вот небольшой временной отрезок гастролей – пять дней осени 1989 года. 26 и 27 сентября – Вена, Золотой зал Музикферайна (фортепианный концерт Скрябина), 28 сентября – Зальцбург (Первый концерт Прокофьева), 30 сентября – Вадуц (Рапсодия на тему Паганини Рахманинова) и 2 октября в Лугано – столице итальянской Швейцарии – Второй концерт Рахманинова.
За пять гастрольных дней (с переездами и репетициями) – исполнение четырёх крупнейших сочинений русской фортепианной классики (ещё через несколько дней к ним добавился его «фирменный » Третий концерт Прокофьева). А всего за сорок два дня гастролей у Владимира Крайнева было четырнадцать выступлений с оркестром с пятью фортепианными концертами на сценах знаменитых «тысячных» залов Европы! И при этом он сохранял свои привычные лёгкость характера, уникальное чувство юмора (его шутки, розыгрыши, а иногда и эскапады бывали «на грани фола» – кто хорошо знал Крайнева, понимает, о чём я говорю!)
Иногда чтобы понять многое в человеке, нужно посмотреть на его отношение к своим близким. И в этом смысле Крайнев уникален тем, каким он был потрясающим сыном. Маме Владимира Крайнева посвящены многие страницы в самых различных источниках и прежде всего в его автобиографической книге «Монолог пианиста». Не могу не добавить и свои впечатления от празднования её 90-летия в Ганновере. Это был незабываемый вечер, где за праздничным столом собрались едва ли не сто человек – семья, друзья, приехавшие и прилетевшие из Москвы, Питера, из многих городов не только Германии, где теперь находится их дом (ну совершенно московский!), но и из других стран Европы и мира, многочисленные ученики со своими семьями и своими учениками – забыть это невозможно!
За несколько дней до юбилейной даты профессор Крайнев представил вечер своего фортепианного класса в концертном зале Высшей школы музыки и театра в Ганновере, где один за другим играли необычайно одарённые, индивидуально неповторимые, свободно мыслящие за инструментом молодые пианисты из разных стран и континентов. Этот аншлаговый концерт был посвящен маминому юбилею, и такое «музыкальное приношение» несомненно стоило многого!
За пятнадцать лет до этого праздника там же, в Ганновере, совсем по-другому отмечали 50-летие самого Крайнева. Несколько дней друзья-музыканты и просто друзья из Москвы, Петербурга, Харькова, Вены, Иерусалима, Лондона, Берна, Женевы, Зальцбурга, Франкфурта широко отмечали эту славную дату. Это был своеобразный «домашний фестиваль» Владимира Крайнева – с музыкальными номерами, студенческими капустниками, круглосуточным российским застольем, хоровым пением любимых советских песен и ностальгическими воспоминаниями…
Не один десяток лет продолжался блистательный союз Владимира Крайнева и Татьяны Тарасовой. Это была не просто семья, возникшая из мгновенного ослепительного чувства под «двумя радугами счастья», как написано в крайневском автобиографическом «Монологе». Официальная история семьи начиналась от скромной церемонии в московском ЗАГСе 2 марта 1979 года (я имел честь быть свидетелем со стороны жениха…). За прошедшие годы этот дуэт ярких, незаурядных людей прошёл много испытаний на своём пути. Среди них слава и успех (пресловутые «медные трубы»), невосполнимые потери близких людей, преодоление на редкость «антисемейной» ситуации, когда работа месяцами держала их на значительном расстоянии. Но проверенные и закалённые жизненными коллизиями чувства, единомыслие, огонь души в своём творчестве, в любимых профессиях – это и был прочный фундамент семейного дома, построенного их собственными руками.
… С момента триумфальной победы Владимира Крайнева на Четвёртом международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1970 году поступательное движение – как в сольном так и в камерном репертуаре – стало неотъемлемой частью его исполнительства, и это движение с каждым годом интенсивно наращивалось. О необходимости конкурсов как карьерного трамплина спорят беспрестанно, и примеров со знаком плюс или минус одинаково много. Однако открытие Владимира Крайнева состоялось именно на Конкурсе Чайковского. До сих пор, если мне случается на дневной репетиции или на дневном концерте в великом Большом зале Московской консерватории (желательно летним солнечным днём!), то я всегда вспоминаю голос незабвенной ведущей концертов и конкурсов Анны Чеховой: «Владимир Крайнев, номер 75, Советский Союз», а потом звучание баховской Прелюдии и фуги ми-бемоль мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», этот божественный звук рояля, улетающий в небеса и гётевское «Остановись , мгновение…»
К счастью, таких «моментов истины» было в жизни Владимира Крайнева немало. И среди них потрясающий по своей энергетике финал Первого фортепианного концерта Шостаковича в блистательном союзе Крайнева и Владимира Спивакова с его «Виртуозами Москвы» или прочтение камерно-вокальных сочинений Мусоргского в ансамбле с Евгением Нестеренко (в концертах и в грамзаписи), ставшее поистине эталонным.
Живость ума, цепкая память – и не только профессиональная, глубокое знание многих художественных процессов – в частности, литературных, живописных, горячая любовь к кинематографу, телевидению, связанная с желанием всегда быть в курсе событий, яркая, образная речь, мировоззрение внутренне свободного человека, умение отстоять свою позицию в собственном понимании человеческой порядочности и справедливости – вот далеко не полный список свойств Владимира Крайнева. К этому хотелось добавить то, что я никогда не смогу забыть – его потрясающее «чувство локтя». Быть его другом на протяжении почти полувека – это поистине подарок судьбы!
Теперь рядом с его именем, вошедшем в историю, в легенду, осталось огромное количество почитателей его феноменального таланта, его слушателей, его учеников – тех, кому он посвятил свою жизнь и творчество, все те, кого он всегда помнил и любил.
ЕВГЕНИЙ БАРАНКИН, музыкальный критик